МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. v lxxix


LXXVIII ←  → LXXX

Undecies una subrexti, Zoile, cena,
et mutata tibi est synthesis undecies,
sudor inhaereret madida ne veste retentus,
et laxam tenuis laederet aura cutem.
5Quare ego non sudo, qui tecum, Zoile, ceno?
Frigus enim magnum synthesis una facit.

Петровский Ф. А.


Ты на обеде одиннадцать раз, Зои́л, поднимался,
в платье застольном всегда новом являясь опять —
чтобы в одежде сырой не мог твой пот застояться,
чтобы не мог простудить кожи горячей сквозняк.
5Что ж это я-то, Зоил, за обедом твоим не потею?
Видно, одежда одна сильно меня холодит.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 163.

Север Г. М.


Зоил, одиннадцать раз с обеда ты, встав, удалялся,
новый синтезис надев эти одиннадцать раз —
чтобы во влажном не лип оставшийся пот одеянье,
чтобы размякшей не мог коже сквозняк навредить.
5Что же с тобой за одним я, Зоил, столом не потею?
Верно, в одном-то всего платье прохладней лежать.

Зоил — нувориш-вольноотпущенник, вознесшийся «из грязи в князи»; ему тж. II XIX, II XLII, II LVIII, II LXXXI, VI XCI, XI XXX, XI LXXXV, XI XCII, возм. XI XII, XII LIV; о нем II XVI, III LXXXII.


1. Зоил. Zoilus; Ζωΐλος. Имя распространенное для рабов.

2. Синтезис. Synthesis; σύνθεσις (синте́за, синте́зис). 1) Комплект одежды для застолий; состоял из туники (tunica) и паллия (pallium), изготовленных из материи одного типа и цвета. Для синтезы допускались любые яркие цвета, недопустимые для будничной, гражданской одежды; самые дорогие синтезы изготавливались из кошенильной, пурпурной ткани и вышивались золотом. Использовались и мужчинами, и женщинами. Появляться в синтезе на улице считалось неприличным, за исключением времени празднования Сатурналий. 2) Комплект/набор одежды, посуды, и т.п. Здесь в (1). См. к XIV CXLII; тж. II XLVI 4, IV XLVI 15, IV LXVI 4, X XXIX 4, XIV I 1.

4. Размякшей. Амбив. Laxus: 1) вялый, расслабленный; 2) расслабившийся (о коже — с раскрытыми порами). Подчеркивает эффеминизированность Зоила (ср. III LXXXII 1, и прочие эпиграммы о нем).

6. В одном. Мне достаточно одного синтезиса, т.к. я обедаю здесь не для демонстрации своего достатка. Ср. другую «крайность», IV LXVI 4.

6. Лежать. См. к V LXX 6.

Фет А. А.


У́же одиннадцать раз ты, Зоил, вставал от трапезы,
и одиннадцать раз ты наряд уж<е> менял —
чтобы задержанный пот не засел во влажной одежде,
и не нанес ветерок холеной коже вреда.
5Что же, хоть ужинал я с тобою, Зоил, не потею?
Ведь наряд-то один холод приносит большой.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LXXIX. Зоилу.


2. Хламиду, (синтезу), (см. II 46 4). Зоил так часто меняет великолепные синтезы чтобы ими почваниться.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016