МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. iv xvi


XV ←  → XVII

Privignum non esse tuae te, Galle, novercae
rumor erat coniunx dum fuit illa patris.
Non tamen hoc poterat vivo genitore probari;
iam nusquam pater est, Galle, noverca domi est.
5Magnus ab infernis revocetur Tullius umbris,
et te defendat Regulus ipse licet –
non potes absolvi; nam quae non desinit esse
post patrem numquam, Galle, noverca fuit.

Петровский Ф. А.


Вовсе не пасынком, Галл, своей мачехи, судя по слухам,
Был ты, когда за отца вышла она твоего.
Все же, пока он был жив, нельзя было это проверить.
Умер, Галл, твой отец, — мачеха все же с тобой.
5Пусть от подземных теней будет вызван сам Туллий великий,
Пусть даже Регул тебя взялся бы сам защищать,
Не оправдаться тебе: ведь та, что осталась с тобою
После отца, никогда мачехой, Галл, не была.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968.

Север Г. М.


Пасынком мачехе, Галл, своей ты, как слухи бродили,
не был — покуда женой та состояла отца.
То при живом доказать родителе было бы нечем;
нынче отца уже нет, мачеха дома сидит.
5Будь от подземных теней сам Туллий великий отозван,
будь даже Регул тебе лично защитником сам —
не оправдаться тебе; ведь та что еще остается
после отца — никогда мачехой, Галл, не была.

По традиции римлян, определение «инцест» (сексуальная связь между ближайшими родственниками — родителями и детьми, братьями и сестрами) распространялось не только на родственников по рождению, но также по усыновлению/удочерению. Ср. II IV, XII XX.

Галл обвиняется в инцесте со своей мачехой, который при живом отце был также адюльтером, за что и Галл, и мачеха при наличии доказательств (ст. 3) должны были бы нести ответственность по закону (Lex Iulia de adulteriis coercendis (Закон Юлия о пресечении прелюбодеяний), Lex Iulia de maritandis ordinibus (Закон Юлия о порядке брака)); см. к I LXXIV, II LX 2—4, 4, II LXXXIII 1—3, II XCI 6, III LXX 1—2, III LXXXV 1, III XCII 2, III XCV 6, III XCVI 3, IV V 5.


1. Слух. Rumor (слух, молва, пересуды, сплетни, толки). «Традиционный» у Марциала метод сообщения о каком-л. sturpum (бесчестье, позор, стыд); ср. II LXXII 6, III LXXIII 5, III LXXX 2, III LXXXVII 1.

3. Доказать. Probare («доказывать»). Термин юридической практики.

3—4. Пока твой отец был жив, ничего неестественного/подозрительного в том, что вы с мачехой живете под одной крышей, быть разумеется не могло; подлинную «природу» ваших отношений выявить/доказать было бы сложно.

4. Дома. Domi. С ирон. референцией к древней поговорке domi sedet/mansit, lanam fecit/ducit (дома сидит, пряжу прядет) — формула служившая у римлян лучшей похвалой примерной добродетельной хозяйке.

5. Туллий. Цицеро́н, Ту́ллий М. (Cicero, Tullius M.; 106—43 до н.э.). Римский государственный деятель. Римский государственный деятель. Оратор, философ, судебный деятель.

5. Отозван. Revocare («вызывать/отзывать в суд повторно»). Термин юридической практики.

5. Отозван. Revocare. Игра на общем значении revocare «отзывать, вызывать обратно, призывать назад» и специализированном «вызывать/отзывать в суд повторно».

5. М. Туллий Цицерон как образец «классического» адвоката, оратора-защитника. Ср. III XXXVIII 3.

5—6. Доказательства твоей вины настолько очевидны, что ни Цицерон, как образец классического защитника, ни Регул, как образец современного, не смогут избавить тебя от ответственности.

6. Регул. Ре́гул, Акви́лий М. (Regulus, Aquilius M.). Римский государственный деятель. Квестор 70. Оратор, судебный деятель. О Регуле см. к I XII/I LXXXII. Регул — влиятельный патрон Марциала (как минимум до публикации Книги VII), от которого благополучие Марциала зависело существенно, и которому, соответственно, тот регулярно льстил. Как успешный защитник упоминается в II LXXIV 2, V XXVIII 6, VI LXIV 11; как литературный талант, «ценитель высокой литературы»/эксперт риторики, просто «благочестивый мудрый человек» — V LXIII 4, I CXIV X; как «остроумный ценитель шутки» — II XCIIIV XXIVII XVIVII XXXI.

7. Оправдаться. Absolvere («оправдывать по суду, освобождать от обвинения»). Термин юридической практики.

7—8. Та что еще остается после отца. После смерти мужа жена переставала считаться замужней женщиной, и, выдержав траур, могла выйти замуж. Однако не переставала считаться мачехой детям мужа от предыдущих браков; пасынок, соответственно, после смерти отца на мачехе жениться не мог.

7—8. Теперь, когда отец умер, твоя мачеха продолжает жить в твоем доме, чем в немалой степени подтверждает предположения «слухов» (ст. 1).

7—8. «Проблема» сожительства мачехи с пасынком в большой степени связана с традицией «разновозрастных» браков по расчету, когда девочки выходили замуж за ранее женатых мужчин «преклонного» возраста, и которым естественно привлекательнее были взрослые пасынки своих мужей. Нормальным возрастом для замужества считались 12—14 лет; например, в «Институциях» Гая называется 14 для мальчиков, в «Энхиридионе» Эпиктета — 14 для девочек, в «Институциях Юстиниана» — 14 для мальчиков и 12 для девочек. ○ «Институции Юстиниана» I XXII:

И по той причине священным постановлением доводится до всеобщего сведения: мы установляем, что наступлением половой зрелости у мужчин будет считаться достижение четырнадцати лет; в отношении женщин остается в силе древний закон в соответствии с которым считается, что брачный возраст [у женщин] наступает в двенадцать лет...

Аристофан, «Женщины на празднике Фесмофорий» 480—491:

...Муж спал.
Имела я дружка, которым лет семи
была я растлена; вот он затосковал,
пришел к моим дверям, и стал скрести слегка.
Я поняла; ползу с постели крадучись,
но вдруг проснулся муж. «Куда идешь?» — «Куда?
Терпенья нет — урчит и режет в животе.
Мне выйти надобно». — «Иди». Тут он взялся
толочь анис, шалфей, плод можжевельника,
и я в дверные петли подлила воды,
и выбралась к дружку, и тут, держась за лавр,
нагнувшись, отдалась на улице ему...

Гай, «Институции» I 196:

Дети мужского пола освобождаются от опеки когда достигают возмужалости; притом Сабин, Кассий и другие приверженцы нашей школы считают возмужалым того который выказывает половую зрелость, то есть который может производить потомство; относительно тех которые не способны к деторождению (каковы например евнухи) следует ожидать того возраста в котором они достигают совершеннолетия; но приверженцы других школ полагают, что возмужалость следует определять по годам, то есть считают возмужалым того кому кончилось 14 лет от роду...

(Сабин. Мазурий Сабин (15 до н.э. — I в.); римский юрист; один из руководителей сабинианской юридической школы. Кассий. Г. Кассий Лонгин (I в.); римский государственный деятель; консул 30; юрист; один из руководителей сабинианской юридической школы.)

Эпиктет, «Энхиридион» XL:

Начиная с четырнадцати лет женщины называются у мужчин «госпожами...» Понимая, что их рассматривают только как способных предоставить мужчине удовольствие, они начинают украшать себя, и с этим связывают все надежды...

Фет А. А.


Что не пасынок, Галл, своей ты мачехе, слухи
Были, покуда женой та состояла отца.
Этого все ж при живом отце доказать было нечем.
Галл, вот и умер отец; мачеха все же в дому.
5Пусть от подземных теней великого Туллия кликнуть;
Сам пусть Регул тебя лично начнет защищать,
Не оправдают тебя: ибо та, что еще остается
После отца, никогда мачехой, Галл, не была.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


XVL. На Галла.


5. Туллий — Цицерон.

6. Регул (см. прим. I, 12, 8).

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016