МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. v lxxxiv


LXXXIII ←  

Iam tristis nucibus puer relictis
clamoso revocatur a magistro;
et blando male proditus fritillo,
arcana modo raptus e popina,
5aedilem rogat udus aleator.
Saturnalia transiere tota;
nec munuscula parva, nec minora
misisti mihi, Galla, quam solebas.
Sane sic abeat meus December.
10Scis certe, puto, vestra iam venire
Saturnalia – Martias Kalendas;
tunc reddam tibi, Galla, quod dedisti.

Петровский Ф. А.


У́же мальчик орехи бросил с грустью —
вновь учиться зовет крикун наставник;
и, в обманные кости проигравшись,
извлеченный из тайного притона,
5охмелевший игрок эдила молит.
Сатурналий окончился весь праздник,
а подарков ничтожных, даже меньших
чем обычно, мне, Галла, не дала ты.
Что же? Пусть мой декабрь пройдет впустую.
10Но ты знаешь, что скоро ведь и ваших
Сатурналий канун — Календы марта;
отдарю я тебя тогда на славу.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 164.


5. Эдила молит — эдилы допускали азартные игры в общественных местах только в праздник Сатурналий.

11. Календы марта — в этот день начинался женский праздник Матроналий.

Север Г. М.


Вот мальчишка орехи бросил с грустью —
вновь учиться крикун зовет наставник;
вот, коварно рожком манящим предан,
в тайной схвачен недавно быв харчевне,
5мокрый просит «Прости!» игрок эдила.
Весь прошел Сатурналий долгий праздник;
мне безделки пустой, того и меньше,
Галла, ты не послала, как бывало.
Ладно, мой и минул так пусть декабрь.
10Скоро ваш Сатурналий день — конечно,
Галла, знаешь — придет, Календы марта;
вот тогда отдарю твои подарки.

Этой Галле тж. II XXV, III LIV, III XC 1, IV XXXVIII 1; возм. VII XVIII 4.


1. Орехи. Традиционная детская игра. Обычно играли двумя способами: 1) как в совр. русские «камешки»: игрок подбрасывает камешки, и пока они в воздухе переворачивает руку и старается поймать их тыльной стороной ладони; 2) как в английские «девять лунок»: на какой-либо поверхности выбивается квадрат из девяти лунок; игроки по очереди кидают фишки (орехи), стараясь заполнить горизонтальный ряд; выигрывает тот кто заполнил два ряда первый. Здесь как образ сатурнальных каникул, «отдыха» от школьных занятий. V XXX 7—8, VII XCI 1—2, XIII I 7—8, XIV XIX 1, XIV CLXXXV 2.

1. Орехи бросил. Nucibus... relictis. Персий, I 9—10:

Tum cum ad canitiem, et nostrum istud vivere triste
aspexi, ac nucibus facimus quaecumque relictis...
Если на наши взглянуть седины, на жалкую нашу
жизнь, и на то что теперь мы делаем, бросив орехи...

(Бросив орехи. Расставшись с детством.)

1—5. Сатурналии кончились; детям пора возвращаться к занятиям, взрослым — к работе, и вспомнить о наказании за азартные игры. Азартные игры в Риме были запрещены, в течение всего года кроме сатурнальных дней; в Сатурналии, таким образом, официально разрешалось играть на деньги; см. к V XXX 8; XI VI 2, IV XIV 7—9, XIV I 3; см. у Светония к XIV I 3 ○ Плиний Младший, «Письма» VIII VI (1):

Плиний Тациту привет.
Не как учителю учитель, не как ученику ученик (по твоим словам), но как ученику учитель (ибо ты учитель, я же — ни в коем случае; ты и зовешь меня в школу, а я до сих пор праздную Сатурналии) послал ты книгу...

(Тациту. П. Корне́лий Та́цит (55—120); римский историк, литератор; наиболее известен как автор «Анналов», «Истории».)

2. Крикун. Ср. XII LVII 4—5, IX LXVIII 1.

2. Наставник. Magister [ludi] (маги́стр). 1) Преподаватель, учитель в школе; в частности начальной. 2) Воспитатель, наставник. 3) Тренер. Здесь в (1).

3. Коварно... предан. Стуком игральных костей по рифленой внутренней поверхности рожка; ср. I XIV 8.

3. Рожком. Тж. IV XIV 8, XI VI 2, XIII I 7, XIV I 3.

3. Манящим. Ср. IV LXVI 15.

4. Тайной... харчевне. О «сидячих харчевнях» (см. V LXX 3), в которых посетители проводили время сидя, за столами на скамьях (деревянных и/или на каменных, выложенных вдоль стен). Такие харчевни обычно устраивались при посещаемых местах (банях, рынках, публичных домах; на проезжих дорогах); как правило, являлись «нелегальными игорными домами», где посетители играли за едой и выпивкой в азартные игры.

4. Харчевне. Popina. Заведение питания, где приготовленная пища содержалась в больших подогреваемых емкостях, откуда посетители набирали ее в свою посуду сами; обычно на 15—20 человек, располагались в посещаемых местах, как правило самые дешевые.

5. Мокрый. От опьянения и «парящей» атмосферы харчевни. ○ Сенека, «О блаженной жизни» VII (3):

Напротив, удовольствие чаще скрывается и ищет мрака; оно шныряет около разного рода бань и мест боящихся эдила... изнеженное, расслабленное, насквозь пропитанное неразбавленным вином...

(Неразбавленным вином. Merum; чистое, не разбавленное водой вино; использовалось при жертвоприношениях, в кулинарии и медицине; пить такое вино как напиток считалось варварством, «люмпенством»; неразбавленное вино употребляли спившиеся.)

5. Эдила. Aedilis (эди́л). Должностное лицо, одна из низших магистратур. Осуществлял благоустройство города, надзор полицейский, пожарный, надзор за общественными зданиями, регулирование продовольственного снабжения, организацию народных зрелищ. Тж. XI CII 7, XIV I 3.

5. В числе обязанностей эдила по надзору за порядком входила проверка «злачных мест». ○ Сенека, «О блаженной жизни»:

Добродетель встретишь в храме, на форуме, в курии; она на передовом посту защищает городские стены; она покрыта пылью; у нее загорелое лицо и мозолистые руки. Напротив, удовольствие чаще скрывается и ищет мрака; оно шныряет около разного рода бань и мест боящихся эдила...

(Форуме. Форум; Ри́мский фо́рум; площадь в г. Рим. Площадь и комплекс прилегающих зданий в центре города; древнейший район. Изначально на Форуме размещался рынок; позже в Форум были включены комиций (место народных собраний), курия (место заседаний Сената), Форум приобрел также социально-политические функции. Курии. Curia (ку́рия); здание для заседаний Сената, прочих официальных собраний.)

6, 10. Сатурналий. Saturnalia (Сатурна́лии). Праздник в честь Сатурна (в память о «золотом веке Сатурна»), которому жители центральной Италии приписывали введение земледелия. Справлялся с 17 декабря, когда заканчивались земледельческие работы, по 19 декабря во время Республики, по 21 декабря в 1-й пол. I в. Изначально «фермерский» однодневный праздник, стал одним из важнейших римских многодневных праздников-фестивалей. Отличался особым весельем и вольностью; на время праздника, например, рабы получали условную свободу, в знак чего носили войлочный колпак (pileus; надевался только при продаже раба и даровании ему воли), в числе прочего имели право надевать тогу, на застольях не прислуживали, но получали услуги от своих хозяев; на время праздника разрешались игры на деньги. На Сатурналии близкие и друзья дарили друг другу подарки (в частности предметы одежды), которые назывались apophoreta (от ἀποφορά; внос, подать, уплата), обычай которых был связан с традицией жертвоприношений Сатурну. Тж. IV XLVI 1, 18, VI XXIV 2, VII LIII 1, XI II 5, XIV LXXI 1; ср. V XIX 11, V XXX 8, VII XCI 2, X XVIII 1, XI XV 12, XIV CLXXXII 2.

6—8. Характернейшей традицией Сатурналий было дарение/обмен/розыгрыш подарков. Подробнее https://gaisever.livejournal.com/62392.html О сатурнальных подарках у Марциала отдельная книга, XIV, https://www.martialis.ru/index.xps?1.14

7. Того и меньше. Ср. IV LXXXVIII. Ср. VIII LXXI 3—4, о негласном правиле отдаривания подарков.

10—11. Ваш Сатурналий день... Календы марта. Первого марта праздновались Матроналии (Matronalia; «день матрон»; посвящен Юноне Луцине, как покровительнице деторождения). На Матроналиях мужчины дарили женщинам подарки (необязательно только замужним). Ср. IX XC 15. О Матроналиях см. у Овидия, «Фасты» III 167—258; Тибулла, III I. Первое марта было также днем рождения Марциала, что объясняет его шутку в X XXIV 1—3 (первого марта даже девушки посылают ему подарки, хотя в этот день подарки получают они). ○ Гораций, «Оды» III VIII 1—5:

Ты смущен, знаток языков обоих!
Мне, холостяку, до календ ли марта?
Для чего цветы? С фимиамом ларчик?
Или из дерна
сложенный алтарь под горящим углем?..

(Меценату. Языков обоих. Греческого и латинского. Сложенный алтарь. На Матроналии женщины приносили жертву Юноне (Юно́на; божество латинского пантеона; богиня брака и рождения, материнства, женской производительной силы).)

Светоний, «Веспасиан» XIX:

На Сатурналиях <Веспасиан> раздавал подарки мужчинам, а в мартовские календы — женщинам...

Тибулл, III I 1—8:

Марта календы пришли, и римлянин праздник встречает
(прадед его в старину днем этим год начинал);
всюду сегодня летят вереницею пышной подарки,
сыплются по площадям и по нарядным домам.
Почесть какую воздать, Пиериды, прекрасной Неэре —
нашей, не нашей — как знать? — все же любимой вовек?
Нежных красавиц на песнь, а жадных на золото ловят;
что ж! Коль достойна стихов — пусть веселится стихам...

(Пиериды. Пиери́ды; девять сестер, бросившие вызов Музам в песенном состязании; потерпев поражение, были превращены в птиц. Этим именем иногда называются сами Музы.)

Ювенал, III 50—53:

Вот подарил бы ты зонтик зеленый, янтарь покрупнее,
лишь наступает сырая весна иль рождения праздник;
и твой любовник лежит на подушках длинного кресла,
перебирая подарки секретные к первому марта...

11. Календы. Kalendae (Кале́нды). Первый день месяца.

Фет А. А.


У́же мальчика, что покинул орехи,
грустного зазывает крикливый наставник;
и, жестоко обманут костьми дорогими,
только что выхвачен из тайной харчевни,
5сильно пьяный игрок умоляет эдила.
Сатурналии все прошли совершенно,
но ни малых даров ты мне, и не меньших,
Галла, чем ты привыкла, не присылала.
Стало быть так моему декабрю миноваться.
10Думаю знаешь и ты, что придут вот и ваши
Сатурналии вместе с календами марта;
тут тебе, Галла, отдам что ты дарила.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LXXXIV. Галле.


1. Поэт упрекает Галлу, что она не прислала ему обычных подарков, хотя Саурналии уже миновали, так что мальчики, бросив орехи, должны следовать за учителем в школу, а полицейский эдил насильно тащит полупьяного игрока от запрещенных костей. При этом поэт утешает Галлу первым мартом, когда настанут Матроналии, праздники замужних женщин, и тогда он в свою очередь ее отдарит.

Шатерников Н. А.


Грустен стал ученик — конец орехам.
Строгий снова зовет его учитель...
В кости все проиграв, что так и манят,
взят дозором игрок в притоне тайном
5опьянелый стоит, моля эдила.
Сатурналий конец! Прошел весь праздник.
Мне ж и малых даров, безделок сущих,
как в былые года, не шлешь ты, Галла.
Что ж! Пусть так и пройдет мой день декабрьский.
10Знаешь думаю, ты — придет ведь скоро
праздник также и ваш — календы марта.
Тут-то, Галла, тебе твое отдам я.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937, с. 75—76.


11. Календы марта — первого марта в Риме справлялся женский праздник — Матроналии в честь Юноны.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016