МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. iv lxxvii


LXXVI ←  → LXXVIII

Numquam divitias deos rogavi,
contentus modicis meoque laetus.
Paupertas, veniam dabis, recede!
Causa est quae subiti novique voti?
5Pendentem volo Zoilum videre.

Петровский Ф. А.


Никогда у богов богатств не клянчил,
а доволен я был и счастлив малым.
Но теперь уходи, прошу я, бедность!
В чем причина такой мольбы внезапной?
5Да Зои́ла хочу я видеть в пе́тле.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 135.

Север Г. М.


Не просил никогда богов богатства,
скромным тем что имел своим доволен.
Бедность, вон (ты простишь меня), изыди!
В чем причина такого вдруг желанья?
5В петле Зоила я желаю видеть.

Ср. I CXV, IV XXVII, VIII LXI, IX XCVII; I LXXXVI 3, III LVIII 44, IV LXVIII 2, X XXXIII 5—6.


2. Тж. с иронией к одной из популярнейших, и соответственно самых «заезженных», парадигм: довольство/недовольство скромным/умеренным (modicis contentus/non contentus esse). ○ Квинтилиан, «Декламации Малые» CCLXVIII (4):

Nihil enim videtur habere philosophia praestantius quam quod modicis contenta est, ampliores opes non desiderat...
Ведь в философии, как видно, нет ничего превосходней того, что [она] довольствуется скромным, не стремится к великим богатствам...

Плиний Младший, «Письма» IX XXX (3):

Primum est autem suo esse contentum...
Ведь главное — довольствоваться своим [имеющимся]...

Сенека, «Геркулес в безумии» 160—164:

Haec, innocuae quibus est vitae
tranquilla quies
et laeta suo parvoque domus;
spes immanis
urbibus errant trepidique metus...
Это — утро тех чья невинна жизнь,
безмятежен покой; чей доволен дом
тем немногим что есть;
а чрезмерных надежд
и страхов толпа живет в городах...

«О благодеяниях» I XI (1):

Potest in eo aliquis fastidiosus esse aestimator, quo facile cariturus est, de quo dicere licet: “Recipe, non desidero; meo contentus sum...”
Иной с пренебрежением может отнестись к тому без чего он легко обойдется и о чем может сказать: «Возьми назад, не желаю этого; я доволен своим»...

«О природе» I pr. (11):

Sursum ingentia spatia sunt, in quorum possessionem animus admittitur: at ita si minimum secum ex corpore tulit, si sordidum omne detersit, et expeditus levisque ac contentus modico emicuit.
В вышине же — безмерные просторы, во владение которыми вступает душа, если она взяла от тела лишь самую малость, если стряхнула с себя всякую грязь и взлетела — вольная, легкая, довольная малым.

Сенека Старший, «Контроверсии»:

Hoc et in ipso genere vitae sequitur, ad summa evasurus iuvenis nisi modicis contentus esset...

Цицерон, «В защиту Л. Валерия Флакка» XXIX (71):

Homines sunt tota ex Asia frugalissimi, sanctissimi, a Graecorum luxuria et levitate remotissimi, patres familias suo contenti, aratores, rusticani...
Ведь они — самые рачительные, самые неподкупные люди во всей Азии, очень далекие от развращенности и ничтожности греков, довольные своим положением отцы семейств, землепашцы, сельские жители...

«Об обязанностях» I XXI (70):

Quare cum hoc commune sit potentiae cupidorum cum his, quos dixi, otiosis, alteri se adipisci id posse arbitrantur, si opes magnas habeant, alteri si contenti sint et suo et parvo...
И вот, так как у людей жаждущих могущества это — общая черта с этими праздными, о которых я говорил, то одни думают, что смогут достичь этого если будут располагать большими средствами, другие — если будут довольны своим имуществом, и притом малым...

«Тускуланские беседы» V XXXII (89):

Hic vero ipse quam parvo est contentus!. Etenim, quae res pecuniae cupiditatem adferunt, ut amori, ut ambitioni, ut cotidianis sumptibus copiae suppetant, cum procul ab his omnibus rebus absit, cur pecuniam magnopere desideret vel potius cur curet omnino?.
Как мало ему было нужно для жизни!. Алчными делают нас любовь, честолюбие, повседневные траты, а Эпикур был от этого так далек, что зачем ему было искать денег и даже думать о них?.

(Эпикур. Эпику́р (342/341—271/270 до н.э.); Греческий философ; основатель школы эпикуреизма.)

Энний, «Анналы» 221—222:

Suavis homo, facundus, suo contentus, beatus,
scitus...
Любезен человек, красноречив, своим доволен, счастлив,
смекалист...

3. Бедность. Pauperitas. Понималась не как собственно нищета, но как отсутствие определенного комфорта, необходимость ограничения, вызванные в том числе посторонними обстоятельствами; ср. IV XL 4, V XIII 1—2.

3. Ты простишь меня. Ср. II XC 4, XII LX 5, XV XXXV 1.

4. В чем причина. Quae causa [est/sit], quid [in] causa [est/sit]. Традиционная риторическая фигура, часто итоговый вопрос перед клаузулой. Ср. X XLI 3, II XI 10, IV LXXXVII 4, XI LIX; ср. X XXXVI 8.

5. Ср. I CXV 6, VIII LXI 2. О повешении как одной из позорнейших смертей ср. к IV LXX 1. Самоубийство повешением стало провербальным для самоубийства связанного с сильными негативными эмоциями. Выражение «пойди/возьми и повесься» ([age] suspende te) часто выступало как оскорбление. ○ Вергилий, «Энеида» XI 336—337:

...Ибо Турна
слава язвила его стрекалом зависти тайной...

(Турн. Царь рутулов, одного из племен в Латии.)

Гораций, «Послания» I II 57—59:

Сохнет завистник когда у другого он видит обилье;
пытки другой не нашли сицилийские даже тираны
хуже чем зависть...

Степанов В. Г.


Не молил никогда богов о деньгах,
рад был тем что имел, живя по средствам.
Но теперь я прошу — исчезни, бедность!
В чем причина внезапной перемены?
5На Зои́ла в петле взглянуть охота.

Степанов В. Г., «Римская мозаика», Псков, 2008, с. 58.


5. Зоил. Персонификация недоброжелателей Марциала. В IV в. до н.э. греческий оратор и софист кинического толка Зоил за резкую критику Гомера получил прозвище «гомеров бич».

Фет А. А.


Я никогда не молил богов о богатстве,
малым доволен, и рад тому что имею.
Ныне прости ты меня, но, бедность, уйди ты.
Что за причина такой просьбы нежданной?
5Я бы висящим хотел видеть Зоила.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LXXVII. О завистливом Зоиле.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016