МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. iv xlvii


XLVI ←  → XLVIII

Encaustus Phaethon tabula tibi pictus in hac est.
Quid tibi vis, δίπῠρον qui Phaethonta facis?

Петровский Ф. А.


Выжжен красками здесь Фаэтон у тебя на картине.
Дважды зачем захотел ты Фаэтона спалить?

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 126.

Север Г. М.


Воском горячим налит тобой Фаэтон на картине.
Дважды желаешь зачем ты Фаэтона запечь?

Плохому художнику — либо бывшему пекарю, либо пекарю занимающемуся живописью «в свободное от работы время»; ст. 2.


1. Воском горячим налит. Encaustica; ἐγκαυστική (энкау́стика). Техника живописи в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется расплавленными красками; по дереву и холсту: 1) воск в смеси с краской наносится раскаленным докрасна металлическим стилусом (cauterium); 2) воск растопленный с краской наносится кистью (penicillus); по слоновой кости: воск в смеси с краской наносится раскаленным докрасна резцом/штихелем (cestrus). Энкаустика обеспечивает широкий диапазон красок и хорошую защиту изображения от окисления (изображение долго остается ярким и контрастным). ○ Апулей, «Апология» XIV:

Между тем все что вылеплено из глины, либо отлито из меди, либо высечено из камня, либо писано ярым воском, либо рисовано пестроцветными красками, вообще всякое рукотворное подобие, каким бы искусством оно ни было сотворено, — все это по прошествии малого времени теряет сходство с изображенным, и являет облик неизменный и недвижный, подобясь трупу...

Овидий, «Фасты» IV 275—276:

Тысячи трудятся рук, и в покое, расписанном ярко
жженою краской, везут Матерь богов на ладье...

(Матерь богов. Кибе́ла; божество фригийского пантеона. Великая Мать богов; по функциям близка к Рее, иногда отождествляется.)

Плиний, XXXV XXXI:

Среди всех красок любят сухой грунт и не пристают к сырому грунту: пурпурис, индийская краска, лазурь, мелин, аурипигмент, Аппианова, свинцовые белила. Этими же самыми красками пропитывается воск для живописи которая производится вжиганием...

XXXV XLI:

Два рода живописи энкаустикой существовали издревле, а именно воском и на слоновой кости кестром, т.е. гравчиком, пока не возникло обыкновение расписывать корабли. Благодаря этому сюда присоединился еще третий прием, при котором, растопив воск на огне, пользовались кистью, и такая роспись кораблей не уничтожается ни солнцем, ни солью, ни ветром...

XXXVI LXIV:

Так или иначе, Агриппа в термах, которые построил в Риме, терракотовые украшения в горячих помещениях покрыл энкаустикой, остальные украсил белилами...

(Агриппа. М. Випсаний Агриппа (63—12 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; друг и зять Октавиана Августа. Термах. Thermae (те́рмы); общественные бани.)

1. Фаэтон. Φᾰέθων; Фаэто́н, Фаэто́нт. Божество греческого пантеона. Сын Гелиоса, бога Солнца. Выпросил у отца позволение править солнечной колесницей; но так как править не умел, кони отклонились от верного направления и приблизились к Земле; Земля загорелась, колесница разбилась, Фаэтон погиб.

1. Картине. Tabella picta, tabula picta. Картина; изображение на деревянной доске; гравированное, лепное, рисованное.

1. Изображения и статуэтки мифических персонажей были очень популярны, в частности как apophoreta (подарок на Сатурналии, праздник в честь Сатурна, бога земли и земледелия). Ими обменивались на Сигилларии («праздник фигурок», происходил 21 декабря, в последний день Сатурналий; назван по маленьким глиняным человеческим фигуркам (sigillaria), которые второй царь Рима Нума Помпилий посвятил Сатурну вместо живых детей как символ человеческих жертв). В г. Рим существовал специальный рынок, называвшийся так же, где продавались предметы для подарков на «праздник фигурок»). Ср. I CXI 3—4, I CXIII 1—2, II XXXIX 1, 2, II XLVIII 2, II LXXXV 4, IV XIX 3; к IV XIVIV XIXIV XLVI. Ср. XIV CLXXIIIXIV CLXXIVXIV CLXXVXIV CLXXVIIXIV CLXXVIIIXIV CLXXIXXIV CLXXXXIV CLXXXI.

2. Дважды... запечь. Δίπῠρος (дважды [за]печеный). О сорте хлеба, разновидности autopyros, autopyrus (αὐτόπῡρος, αὐτοπυρίτης; хлеб из пшеничной муки грубого помола с отрубями; преим. домашней выпечки). Игра на собственном и буквальном значениях термина.

2. Ср. VIII XVI.

Фет А. А.


Воском горячим тобой Фаэтон на картине написан.
Ты Фаэтона зачем дважды сближаешь с огнем?

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


XLVII. О Фаэтоне.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016