МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. v xli


XL ←  → XLII

Spadone cum sis eviratior fluxo,
et concubino mollior Celaenaeo,
quem sectus ululat matris entheae Gallus,
theatra loqueris et gradus et edicta,
5trabeasque et Idus fibulasque censusque,
et pumicata pauperes manu monstras.
Sedere in equitum liceat an tibi scamnis,
videbo, Didyme; non licet maritorum.

Петровский Ф. А.


Хоть ты женоподобней чем скопец дряблый,
да и слабей еще гораздо чем Аттис,
по ком Кибелы оскопленный галл воет,
ты о законах зрелищ, о рядах судишь,
5трабеях, смотрах в Иды, пряжках, и цензах,
на бедняков рукой лощеной ты кажешь.
А вправе ль ты сидеть со всадником вместе —
не знаю, Дидим, но с мужьями не вправе.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 154.


5. Трабея — верхняя одежда, которую дозволялось носить только всадникам. Смотр в Иды — смотр всадников для проверки их ценза.

Север Г. М.


Кастрат ты больше чем распущенный евнух,
и баба больше чем любезник келенский,
о ком вопит Кибелы галл оскопленный, —
о театрах речь, рядах, указах сказуешь,
5трабеях, цензах, Идах, фибулах молвишь,
на бедных тычешь с тем рукой из-под пемзы.
Сидеть ли вправе ты со всадником вместе —
увидим, Дидим, но с женатым — не вправе.

Дидиму-кинеду, претендующему на достоинство всадника. Кинед (cinaedus; κίναιδος; кине́д); гомосексуалист-проститутка; «женоподобный» мужчина, пассивный гомосексуалист в общем смысле. О кинедах см. к I XCVI; ср. I XCVI 6—7, 9, II XVI 2, II XXIX 8, II LVII 2, III LXXXII 5, XIV CXXIX 1; см. I XLI 13, II XXVIII 1, II XLIII 13, II LXXXVI 2, III LXXIII 5, IV XLIII 1, 4, VI XVI 1, VI XXXVII 5, VI XXXIX 12, VI L 3, VII XXXIV 10, VII LVIII 1, 9, IX II 13, IX LXIII 1, IX XC 7, X XL 2, 3, X XCVIII 2, XI XXI 7, XII XVI 2.


1. Распущенный. Амбив. Fluxus: 1) обвислый, распущенный, свободно болтающийся (об одежде); 2) безвольный, бесхарактерный; 3) бессильный, вялый. «Духом и телом» как болтающаяся мешком одежда. Ср. у Овидия, ст. 3.

2. Любезник келенский. А́ттис; юноша необычайной красоты; возлюбленный Кибелы. Был связан с г. Келены; оттуда происходил и/или там жил. Будучи соблазнен Кибелой, нарушил свой обет целомудрия, от чего впал в безумие и отсек себе гениталии, после чего умер. По альтернативному преданию, менее распространенному, был похищен и оскоплен самими галлами (ст. 3) во время отправления культа Кибеле; судя по свидетельствам, практика похищения и оскопления галлами [красивых] мальчиков была распространенной (ср. III XCI 5). Основное предание изложено у Овидия, «Фасты» IV 221—244. Тж. II LXXXVI 4, X IV 3, XIV CCIV 1. См. к XIV CCIV 1.

2. Келенский. Келены; город в Малой Азии (на терр. совр. района Динар в Иле Афьонкарахисар Турции). Столица Фригии, центра культа Кибелы. Тж. X LXII 9, XIV CCIV 1.

2. Келенский. Фригийский, из Фригии; здесь в частности как «Кибелин». Ср. «мать келенская» о Кибеле, XIV CCIV 1.

3. Вопит. Референция к отправлению культа Кибеле. Восточное заимствование, в Риме культ был популярен с ранних времен (привлекал в частности земледельцев); получил официальный статус при Клавдии. Подражая самооскоплению Аттиса, евнухи-галлы кастрировали себя, игрой на кимвалах «оплакивали» его смерть. Помимо отправления культа, службы при храмах, галлы устраивали уличные шествия, на которых играли на трубах и рогах, барабанах и кимвалах, пели гимны (и главной задачей которых являлся сбор денег); многие галлы были странствующими нищими (ср. III XCI 2), и путешествовали группами, танцуя в женской одежде, пророчествуя, прося милостыню. Ср. XIV CCIV 1. ○ Апулей, «Метаморфозы, или Золотой осел» VIII (24):

Судите сами: развратника, старого развратника, плешивого, но украшенного седеющими висячими локонами, одного из тех отбросов толпы, что, ударяя в систры и кастаньеты, по городам и селам нищенствуют, возя с собою изображение Сирийской богини...

(Сирийской. Сирия; область в Передней Азии (на терр. совр. Сирии). Сирийской богини. Предп. Атаргатис (Атарга́тис; богиня плодородия); сирийской называлась по центру культа, которым предп. был г. Гиераполь в северной Сирии. Празднества в честь Атаргатис носили характер оргий, во время которых многие участники ранили себя мечами, бичевали, в т.ч. оскопляли; культ Атаргатис часто отождествлялся с культом Кибелы. В Риме стала особенно популярной во время Нерона. Ср. IV XLIII 7.)

Овидий, «Искусство любви» I 507—508:

Это оставь корибантам, которые матерь Кибелу
в диких напевах своих славят фригийским вытьем...

(Корибантам. Евнухам-галлам. Фригийским. Фригия; область в Малой Азии (на терр. совр. Эгейского региона Турции, северная часть).)

«Фасты» IV 181—185:

Тотчас затем запоет берекинтская флейта кривая,
и поведет чередой праздник Идейская мать.
Полумужчины пойдут, ударяя в пустые тимпаны,
грянут кимвалы, о медь медью ответно звеня;
и на бессильных плечах поедут носилки с богиней
стогнами Рима, и вой будет по всем сторонам...

(О культовом шествии в честь Кибелы. Берекинтская флейта. Основной музыкальный инструмента культа Кибелы; использовались в частности в центральном святилище культа, расположенном на гор. Берекинт во Фригии (в районе совр. гор. Ида на границе илов Балыкесир и Чанаккале Турции; одна из четырех прочих вершин горной системы Ида; точно не установлена). Идейская. Ида; гора в Малой Азии (совр. гор. Ида на границе илов Балыкесир и Чанаккале Турции); смежная с г. Берекинт. Идейская мать. Кибела. Полумужчины. Евнухи-галлы.)

3. Кибелы. Cybele; Κυβέλη; Кибе́ла. Богиня-мать всех богов. Великая Мать богов; по функциям близка к Рее, иногда отождествляется. Имеет фригийские корни; возможно восходит к месопотамской Кубабе.

3. Галл. Galli (га́ллы). 1) Группа кельтских племен; область расселения на терр. совр. Бельгии, Франции, части Германии, Швейцарии, Северной Италии. 2) Оскопленные жрецы фригийской богини Кибелы, «Великой матери богов». Здесь в (2). Тж. I XXXV 15, II XLV 2, III XXIV 13, III LXXXI 5, VII XCV 15, XI LXXII 2, XI LXXIV 2, XIII LXIII 2, XIV CCIV 2.

3. Галл. Ср. к XIV CCIV 2.

4. Указах. 1) Об указе Домициана о восстановлении закона Л. Росция Отона 67 до н.э. («Lex Roscia theatralis»), по которому в амфитеатрах, театрах, цирках первые 14 рядов за орхестрой (orchestra; передние, нижние ряды предназначенные для устроителя игр, сенаторов, императора и членов его семьи) предоставлялись всадникам. I XXVI 1, I CIII 2, V VIII 1—2, V XIV 1—2, V XXIII 1—2, V XXV 1—2; ср. к XIV CLX, IV LXVII 4. 2) Об указе Домициана о восстановлении закона имп. Августа «Lex Iulia Theatralis» 18 до н.э., который уточнял и дополнял распределение мест на трибунах в зависимости от социальной группы зрителя. Помимо установленных ранее законом Росция мест для сенаторов и всадников, свои места отводились вольноотпущенникам (наверху на периферии трибуны), солдатам, женатым мужчинам, мальчикам (с которыми должен был находиться ответственный взрослый), женщинам (наверху на периферии трибуны); определялись типы зрелищ куда женщины не допускались; закон оговаривал порядок появления людей на публичных собраниях (в порядке возрастания социального ранга). См. к V VIII 1—2, V XIV 6.

4. Рядах. !4 всаднических рядов в амфитеатре, театре, цирке, по закону Л. Росция Отона.

5. Трабеях. Trabea (тра́бея, трабе́я). Парадная одежда царей, консулов, в особо торжественных случаях тж. авгуров, всадников. Изначально белый плащ с пурпурными полосами, во время Империи — пурпурный целиком.

5. Трабеях. Которые полагалось надевать всаднику по особенно тожественным случаям, которые в частности оговаривал закон имп. Августа, ст. 4. ○ Валерий Максим, II II (9):

Молодые люди из сословия всадников собираются дважды в году, чтобы предстать перед высокими властями... Квинт Фабий постановил устраивать в июльские Иды смотр всадников, одетых в пурпурные плащи...

(Квинт Фабий. К. Фа́бий Ма́ксим Кункта́тор (Верруко́з; ум. 203 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 233, 228, 215, 214, 209 до н.э.; диктатор 220, 217 до н.э. Пурпурные плащи. Трабеи.)

Дионисий Галикарнасский, VI XIII (4):

И роскошные жертвоприношения, которые народ ежегодно совершает посредством верховных жрецов в месяц называемый квинтилием, в так называемые Иды — день в который они счастливо провели сражение. Кроме всего этого, после жертвоприношения устраивается процессия <всадников>, которые... едут верхом рядами, словно возвращаются с битвы, увенчанные масличными венками и одетые в пурпурные одежды с красными полосами, так называемые трабеи... Иногда их число достигает пяти тысяч, и они несут награды за храбрость, которые получили от военачальников в этой битве, — прекрасное и достойное величия римского господства зрелище.

(Квинтилием. Позднее переименован в июль, в честь Г. Юлия Цезаря.)

5. Цензах. Census (ценз). 1) Оценка имущества римского гражданина, податная перепись имущества; проводилась каждые 5 лет. На основании данных ценза каждый гражданин относился, по степени налогового обложения, к одной из 35 триб — административных/избирательных округов. 2) Внесенное в списки по оценке родовое/наследственное имущество/состояние. Здесь в (2); о цензе всадников.

5. Идах. Idus (Иды). Середина месяца; 15-й день марта, мая, июля, октября, 13-й день остальных месяцев.

5. Идах. Об июльских Идах (15 июля), когда проводилось торжественное шествие всадников по Форуму (один из тех случаев когда всадники надевали трабею). Таким образом отмечалась легендарная победа римлян в битве при оз. Регилл, над Латинской лигой, в 496 до н.э., в рамках более масштабной Первой Латинской войны (499—496 до н.э.). Согласно легенде, в битве на стороне римлян сражались Кастор и Поллукс. См. у Дионисия Галикарнасского выше.

5. Фибулах. Fibula (фи́́була). 1) Булавка/заколка в виде броши. 2) Зажим, который надевался на пенис чтобы сделать эрекцию слишком болезненной, и таким образом предотвратить сексуальную активность. Здесь в (1).

5. Фибулах. О фибулах в качестве знаков военного отличия. Хотя технически фибулы не являлись собственно наградами, фибулы со значками могли выдаваться солдатам в качестве знака отличия, в частности в знак службы в каком-л. военном подразделении, в каком-л. регионе, в то или иное время, т.п. Здесь о фибулах вручаемых всадникам за несение реальной военной службы, и которые соответственно не могли иметь всадники обладающие военным званием в порядке почета (как например сам Марциал, имевший звание военного трибуна в таком порядке). ○ Валерий Максим, V I (7):

Метелл решил, что простив юноше его ошибку он тем самым окажет уважение дружбе царя, наиболее преданного римскому народу. Он подарил юноше кольцо, золотую застежку, тунику с широкой полосой, испанский плащ, коня в полной сбруе, и отослал его к Масиниссе в сопровождении всадников. Ибо он считал, что самая значительная награда за победу заключается в том чтобы вернуть богам храмовые украшения, а людям — их родню.

(Метелл. К. Цеци́лий Мете́лл (245—179 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 206 до н.э; диктатор. Золотую застежку. Фибулу. Тунику. Tunica (ту́ника); нижняя одежда без рукавов; в форме «конверта» с отверстием для головы и рук; покрывала тело от плеч до бедер; поверх туники мужчины-граждане надевали тогу (toga), женщины — столу (stola). Тунику с широкой полосой. Члены императорской семьи, сенаторы, высшие магистраты, всадники имели право на особенную регалию — вертикальную пурпурную полосу (clavus) на тоге и/или тунике; члены императорской семьи, сенаторы, высшие магистраты — на широкую (clavus latus, laticlavium; ок. 8 см), всадники — на узкую (clavus angustus, angusticlavium; ок. 2,5 см). На clavus latus имели право также некоторые жрецы, как на торжественно-ритуальную одежду во время отправления культа; позже право на клав получили молодые патриции (как правило, дети высших магистратов) готовившиеся к cursus honorum (последовательность военных и политических магистратур, через которые проходила карьера политиков сенаторского ранга). Масиниссе. Масини́сса (240—149 до н.э.); царь Нумидии в 201—149 до н.э.)

Ливий, XXVII XIX (11—12):

(11) ...Вернувшись к себе, <Сципион> позвал юношу и спросил хочет ли тот вернуться к Масиниссе. (12) Тот, плача от радости, сказал, что очень хочет; Сципион подарил мальчику золотое кольцо, тунику с широкой каймой, испанский плащ с золотой застежкой, лошадь в полной сбруе и отпустил его, приказав своим всадникам сопровождать его до того места до какого он захочет.

(Сципион. П. Корне́лий Сципио́н Африка́нский Старший (235—183 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 205 и 194 до н.э.; цензор с 199 до н.э.; победитель Ганнибала.)

XXX XVII (13):

Определили какие дары послать Масиниссе — два пурпурных плаща с золотой застежкой каждый, и тунику с широкой пурпурной каймой, двух боевых коней с убором, вооружение для двух всадников с панцирем, и консульскую походную палатку...

(Золотой застежкой. Фибулой.)

XXXIX XXXI (18):

Другой претор... наградил своих всадников фибулами и кателлами...

(Кателлами. Catella (кате́лла); военная награда за храбрость; цепочка накалываемая на плащ.)

Плиний, XXXIII XII (39):

Но и на военной службе эта форма роскоши достигла таких размеров, что мы находим письмо М. Брута, отправленное с филиппских полей, в котором он выражает негодование по поводу [золотых] фибул, которые носили трибуны...

(М. Брута. М. Ю́ний Брут Цепио́н (85—42 до н.э.); римский государственный деятель; известен как один из убийц Г. Юлия Цезаря. Филиппских. Филиппы; город в Греции (в районе совр. пос. Филиппы в номе Кавала периферии Восточная Македония и Фракия Греции; руины). Филиппских полей. Где произошла битва при Филиппах (октябрь 42 до н.э.) между цезарианцами (М. Антоний, Октавиан) и республиканцами (Г. Кассий Лонгин, М. Юний Брут). Трибуны. Tribunus armatus/militaris/militum (трибу́н военный/воинский); командная должность в римском легионе; подчинены непосредственно легату (командующему) легиона; во время Империи военных трибунов в легионе было шесть.)

6. Из-под пемзы. Депилированной (пемза использовалась как один из инструментов при депиляции). В 50/60-х гг. I в. в высшем обществе («с легкой руки» Нерона, в кругах «правильных» римлян осуждавшегося за аморальную эксцентричность) получили распространение многие обычаи считавшиеся для мужчин «бабскими», непристойными, в частности депиляция тела в «негигиенических» местах — на руках, голенях, груди; депиляция такого рода традиционно была неотъемлемой частью субкультуры кинедов, и собственно для кинедов «неприличной» не считалась, являясь наоборот характерным и характеризующим атрибутом. О депиляции у мужчин см. к II XXIX 6; ср. III LXXIV, VII LVIII; II XXXVI 2, 5—6, II LXII 1—4, III LXIII 6, IV XXVIII 7, V LXI 6, VI LVI 1—4, IX XXVII 1—4, X LXV 8, XII XXXVIII 4, XIV CCV 1. ○ Ювенал, VIII 16:

С кожей изнеженной, пемзой кати́нской натертой, позоришь
ты волосатых отцов, и, точно преступник, бесчестишь
весь свой несчастный род портретом своим недостойным...

(Катинской. Ка́тина; город в Италии (совр. г. Катания в регионе Сицилия Италии).)

IX 95:

Ибо смертельна вражда человека что пемзой отглажен;
чуть только тайну доверил он мне — уж пылает враждою...

6. Пемзы. Pumex («пемза»). 1) Мелкопористый камень, которым обрабатывали пергамент в процессе подготовки книги. 2) Мелкопористый камень, который использовался при депиляции. Здесь в (2).

6. Презрение Дидима к неимущему недепилированному сброду очевидно.

7. Сидеть. На 14 всаднических рядах; ст. 4.

7. Всадником. Eques (экви́т; «всадник»). Представитель среднего из трех сословий римского общества; изначально (с VI в. до н.э.) — сражавшаяся верхом патрицианская знать; впоследствии, с образованием нобилитета (с III в. до н.э.), — второе сословие после сенаторов. К концу 20-х II в. до н.э. всадники стали превращаться в денежную аристократию; с развитием торговли и ростовщичества в сословие стали вступать владельцы крупных мастерских, ростовщики, негоцианты, и т.п.; ценз необходимый для получения всадничества составлял 400 000 сестерциев (2 475 600 USD по стоимости металлического содержания монеты в 2023).

8. Увидим. Во время очередного ценза, о которых ты глаголишь; ст. 5.

8. Дидим. Didymjus, Didymus; Δίδυμος. Греческое имя, значит «близнец». Множественное δῐ́δῠμοι используется в значении «тестикулы, яички»; эпиграмма, очевидно, построена на «подсказке» этого значения, в плане того что у Дидима отсутствует. Это имя тж. III XXXI 6, XII XLIII 3.

8. С женатым. О секторе для женатых, в соответствии с восстановленным указом имп. Августа, ст. 4. ○ Светоний, XLIV:

(2) Среди простого народа он отвел особые места для людей женатых, отдельный клин — для несовершеннолетних, и соседний — для их наставников, а на средних местах воспретил сидеть одетым в темные плащи. Женщинам он даже на гладиаторские бои не дозволял смотреть иначе как с самых верхних мест, хотя по старому обычаю на этих зрелищах они садились вместе с мужчинами.

Фет А. А.


Дряблого ты хоть скопца женоподобней,
и целэнэйского нежнее любимца,
воет Цибелы по ком галл оскопленный,
все про театр, да ряды речь, и эдикты,
5все про трабеи, ценз, фибулы, Иды,
и из-под пемзы рукой кажешь на бедных.
Место ль тебе на скамьях всадников — это
я, Дидим, посмотрю; нет же с мужьями.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


XLI. На Дидима.


2. Целэнэйского любимца, Целэна, город во Фригии, и целэнэйский любимец Аттис (см. прим. II 86 4) возлюбленный Цибелы.

4. Скамьи 14-ти рядов и эдикт Домициана по отношению к ним, о котором часто мы говорили.

5. Трабея, красными поперечными полосками сотканная тога, в которую облекались статуи богов, цари, триумфаторы, салийские жрецы, авгуры, и рыцари при церемониальном шествии на смотре. Фибулы, здесь пряжки для застегивания трабеи. Иды, здесь 15 июля, день Transvectio.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016