МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. xiv apophoreta cciv


CCIII ←  → CCV

Aera Celaenaeos lugentia Matris amores
esuriens Gallus vendere saepe solet.

CCIV. Cymbala.

Петровский Ф. А.


Медь что за Матерь богов о келенце возлюбленном стонет
проголодавшийся галл часто привык продавать.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 422.


204. Кимвалы.

Север Г. М.


Бронзу струит о любви что Матери слезы келенской
проголодавшийся галл часто, бывает, продаст.

CCIV. Кимвалы.


Кимвалы (cymbalum; κύμβᾰλον; кимва́л) — парный ударный музыкальный инструмент; две бронзовые тарелки (от 5 до 18 см), к серединам которых крепились ремни для рук; кимвалами ударяли друг о друга. Обычно использовались в сопровождении оргиастических обрядов (в частности в честь Кибелы и Исиды); были популярны в сопровождении экзальтированных танцев, см. к XIV CCIII.


1. Бронзу струит... что... слезы. Референция к отправлению культа Кибеле. Восточное заимствование, в Риме культ был популярен с ранних времен (привлекал в частности земледельцев); получил официальный статус при Клавдии. Подражая самооскоплению Аттиса евнухи-галлы кастрировали себя, игрой на кимвалах «оплакивали» его смерть. ○ Овидий, «Искусство любви» I 507—508:

Это оставь корибантам, которые матерь Кибелу
в диких напевах своих славят фригийским вытьем...

(Корибантам. Евнухам-галлам. Фригийским. Фригия; область в Малой Азии (на терр. совр. Эгейского региона Турции, северная часть).)

1. Любви... келенской. А́ттис; юноша необычайной красоты; возлюбленный Кибелы. Был связан с г. Келены; оттуда происходил и/или там жил. Будучи соблазнен Кибелой, нарушил свой обет целомудрия, от чего впал в безумие и отсек себе гениталии, после чего умер. По альтернативному преданию, менее распространенному, был похищен и оскоплен самими галлами (ст. 2) во время отправления культа Кибеле; судя по некоторым свидетельствам, практика похищения и оскопления галлами [красивых] мальчиков была распространенной (ср. III XCI 5). Основное предание изложено у Овидия, «Фасты» IV 221—244. Тж. II LXXXVI 4, V XLI 2, X IV 3. Ср. V XLI 2—3. ○ Катулл, LXIII 4—89:

(4) Подстрекаем буйной страстью, накатившей яростью пьян,
убелил он острым камнем молодое тело свое.
И, себя почуяв легким, ощутив безмужнюю плоть,
окропляя теплой кровью кремнистый выжженный луг,
он взмахнул в руке девичьей полнозвучный, гулкий тимпан.
Это — твой тимпан, Кивева, твой святой, о матерь, тимпан!..
(26) Дева телом, бледный Аттис так вопил, сзывая друзей...
(88) ...И мчится Аттис, оробев, в дремучую дебрь.
Там служанкой прожил Аттис до конца безрадостных дней...

(Кивева. Cybebes, v.l. Cybele; Кибела.)

Овидий, «Метаморфозы» X 103—105:

С кроной торчащей пришли подобравшие волосы сосны —
любит их Матерь богов, ибо некогда Аттис Кибелин,
мужем здесь быть перестав, в стволе заключился сосновом...

(Превращение Аттиса в сосну — только в «Метаморфозах».)

1. Матери. Кибе́ла; божество фригийского пантеона; богиня-мать всех богов. Великая Мать богов; по функциям близка к Рее, иногда отождествляется. Имеет фригийские корни; возможно восходит к месопотамской Кубабе. ○ Овидий, «Фасты» IV 181—185:

Тотчас затем запоет берекинтская флейта кривая,
и поведет чередой праздник Идейская мать.
Полумужчины пойдут, ударяя в пустые тимпаны,
грянут кимвалы, о медь медью ответно звеня;
и на бессильных плечах поедут носилки с богиней
стогнами Рима, и вой будет по всем сторонам...

(О культовом шествии в честь Кибелы. Берекинтская флейта. Основной музыкальный инструмента культа Кибелы; использовались в частности в центральном святилище культа, расположенном на гор. Берекинт во Фригии (в районе совр. гор. Ида на границе илов Балыкесир и Чанаккале Турции; одна из четырех прочих вершин горной системы Ида; точно не установлена). Идейская. Ида; гора в Малой Азии (совр. гор. Ида на границе илов Балыкесир и Чанаккале Турции); смежная с г. Берекинт. Идейская мать. Кибела. Полумужчины. Евнухи-галлы; ст. 2.)

1. Келенской. Келены; город в Малой Азии (на терр. совр. района Динар в Иле Афьонкарахисар Турции). Главный город Фригии (Фригия; область в Малой Азии; на терр. совр. Эгейского региона Турции, северная часть).

2. Проголодавшийся. Галлы были больше служителями при храмах и странствующими нищими (ср. III XCI 2), чем собственно жрецами; часто они одевались как женщины, и путешествовали группами, танцуя, пророчествуя, и прося милостыню. Римляне относились к кастрации «настороженно», т.к. она считалась одним из «противоестественных вещей» (res adversae; кастрация стала незаконной по эдикту Домициана в 82 году; см к I LXXIV, VI II, IX V, IX VII, ср. к II XLVII 3, II XLIX 2, II LX 2—4, II LXXXIII 1—3); и галлов в общем «принимали холодно». Вероятно, из-за этого «недостатка уважения» их попрошайничество было малоуспешным; отсюда ирония о готовности продавать предметы отправляемого ими самими культа. ○ Апулей, «Метаморфозы» VIII (24):

Судите сами: развратника, старого развратника, плешивого, но украшенного седеющими висячими локонами, одного из тех отбросов толпы, что, ударяя в систры и кастаньеты, по городам и селам нищенствуют, возя с собою изображение Сирийской богини...

(Сирийской. Сирия; область в Передней Азии (на терр. совр. Сирии). Сирийской богини. Предп. Атаргатис (Атарга́тис; богиня плодородия); сирийской называлась по центру культа, которым предп. был г. Гиераполь в северной Сирии. Празднества в честь Атаргатис носили характер оргий, во время которых многие участники ранили себя мечами, бичевали, в т.ч. оскопляли; культ Атаргатис часто отождествлялся с культом Кибелы. В Риме стала особенно популярной во время Нерона. Ср. IV XLIII 7.)

Лукиан, «О сирийской богине» 43:

Сверх того при храме имеется еще множество священнослужителей, флейтистов, свирельщиков, галлов, исступленных и поврежденных разумом женщин.

Ювенал, VIII 172—176:

...Но легата в харчевне
надо искать — он там выпивает с каким-то бандитом,
вместе с матросами, вместе с ворами, с рабами из беглых,
в обществе палачей, мастеров гробовых, среди смолкших
бубнов Кибелы жреца, что лежит на спине растянувшись...

(Легата. Legatus (лега́т); посол Сената или императора; уполномоченный по «особым поручениям».)

2. Галл. Galli (га́ллы). 1) Группа кельтских племен. Область расселения на терр. совр. Бельгии, Франции, части Германии, Швейцарии, Северной Италии. 2) Оскопленные жрецы фригийской богини Кибелы, «Великой матери богов». Здесь в (2). Тж. I XXXV 15, II XLV 2, III XXIV 13, III LXXXI 5, V XLI 3, VII XCV 15, XI LXXII 2, XI LXXIV 2, XIII LXIII 2.

2. Галл. Ритуал оскопления проводился т.н. самосским черепком (фрагментом сосуда из обожженной глины), или острым кремнем, во время экстатического празднества Dies sanguinis (День крови; 24 марта). Ритуал восходит к преданию о возлюбленном Кибелы Аттисе (ст. 1). Название «галлы» происходит либо от имени фригийского царя Галла, либо от названия реки Галл во Фригии, на берегу которой Аттис себя оскопил. ○ Овидий, «Фасты» IV 361—366:

«Но почему же скопцы ее носят прозвание галлов
коль от Фригийской земли Галлия так далека?»
«Между Келенским текут хребтом и зеленой Кибелой,
воды сводящей с ума, Галлом зовомой реки.
Бесится каждый кто пьет ее воду; бегите кто хочет
в здравом остаться уме — бесится каждый кто пьет...»

(Галлия. Галлия; область в Европе (на терр. совр. Западной Европы). Кибелой. Кибела; гора в Малой Азии (на терр. совр. Эгейского региона Турции, северная часть; точно не определена, возм. то же что гор. Берекинт). Галлом. Галл; река в Малой Азии (один из притоков совр. р. Сакарья в Турции, в верховьях). Келенским хребтом. Не определен; возм. горн. сист. Ида, в к-рую входила гор. Ида, ст. 1.)

Фет А. А.


Медь что грустит о любви Матери к другу целэнцу
проголодавшийся галл часто привык продавать.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


CCIV. Кимвалы. Кимвалы, две металлические тарелки, которые ударялись друг о друга и которые в особенности употреблялись жрецами Цибелы, галлами.


1. Целэнский друг (см. V 41 2).

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016