МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. xiv apophoreta cxxiv


CXXIII ←  → CXXV

Romanos rerum dominos gentemque togatam
ille facit magno qui dedit astra patri.

CXXIV. Toga.

Петровский Ф. А.


Римлян главами земли и племенем в тогу одетым
делает тот кто отца в неба чертоги вселил.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 411.


124. Тога.


1. Римлян главами земли. Эта строка — точная цитата из «Энеиды» Вергилия (I 282).

Север Г. М.


Римлян владыкой земли и племенем в тогу одетым
тот сотворил кто отцу звезды великому дал.

CXXIV. Тога.


Toga (то́га); верхняя одежда мужчин-граждан; кусок шерстяной ткани полуовальной формы (овал разрезанный пополам по длинной оси), драпировавшийся вокруг тела. Не имеющим статуса гражданина носить тогу не позволялось. Упоминается в качестве подарка в VII LXXXVI 8. В Кн. XIV тж. XIV CXXV.


1. Римлян владыкой земли и племенем в тогу одетым. Romanos rerum dominos gentemque togatam. Цитата из Вергилия. ○ Вергилий, «Энеида» I 279—282:

...Quin aspera Iuno,
quae mare nunc terrasque metu caelumque fatigat,
consilia in melius referet, mecumque fovebit
Romanos, rerum dominos, gentemque togatam...
...И упорная даже Юнона,
страх пред которой гнетет и море, и землю, и небо,
помыслы все обратит им на благо, со мною лелея
римлян, мира владык, облаченное тогою племя...

(Юнона. Юно́на; божество латинского пантеона; богиня брака и рождения, материнства, женской производительной силы.)

Светоний, «Божественный Август» XL (5):

Даже одежду и платье он старался возродить древние. Увидев однажды в собрании толпу людей в темных плащах, он воскликнул в негодовании: «Вот они — „Рима сыны, владыки земли, облаченные в тогу!” — и поручил эдилам позаботиться впредь чтобы все кто появляется на Форуме и поблизости снимали плащи и оставались в тогах.

(В темных плащах. В темных плащах (vestis pulla) ходили бедняки, не имевшие средств на самую дешевую тогу. Эдилам. Aedilis (эди́л); Должностное лицо, одна из низших магистратур; осуществлял благоустройство города, надзор полицейский, надзор за общественными зданиями, регулирование продовольственного снабжения, организацию народных зрелищ. Форуме. Форум; площадь в г. Рим; площадь и комплекс прилегающих зданий в центре города, древнейший район; изначально на Форуме размещался рынок; позже в Форум были включены комиций (место народных собраний), курия (место заседаний Сената), Форум приобрел также социально-политические функции.)

1—2. Римлян... тот сотворил. Уподобление Домициана божеству, к чему Марциал, в рамках регулярной лести, прибегает неоднократно; ср. XIV I 2; IV I 10. В частности начиная с Книги IV Марциал особенно часто изображает Домициана тождественным Юпитеру; ср. IV VIII 11—12, V V 2, V VI 9, VII LVI 4, VII XCIX 8, VIII VIII 6, VIII XXIV 4, VIII LXXXII 3, IX XXXVI 2, IX XCI 6.

1. Земли. Res. Res часто используется в значении «совокупность человеческих дел [в мире]», особенно когда они находятся под чьим-либо контролем; в контексте эпиграммы термин значит в первую очередь «Вселенная, мир, природа» как таковые (в частности учитывая, что в этом значении res используется только в мн. ч., как здесь), затем — «история», как совокупность дел, обстоятельств, событий [над которыми властны и которыми управляют римляне]. ○ Лукан, V 698—699:

Hine usus placuere deum non rector ut orbis,
nec dominus rerum, sed felix naufragus esses?..
Стоит ли вышним богам не владыкой земли тебя делать,
не повелителем всех, но удачливым лишь мореходом?..

Тацит, «История» II LXXVIII (1):

Nec erat intactus tali superstitione, ut qui mox rerum dominus Seleucum quendam mathematicum rectorem et praescium palam habuerit...
<Веспасиан> не был чужд суеверий — недаром, уже ставши владыкой мира, он открыто держал при себе некоего Селевка, звездочета и прорицателя, и прислушивался к его советам...

1. Племенем в тогу одетым. Тж. референция к указу Домициана, согласно которому посещение зрелищ допускалось только в одежде трех цветов — белый, кошениль, пурпур. Белый — «высший» цвет, знак добродетели, достоинства, благородства; кошениль и пурпур — «царственные» цвета, знак власти и государственности. В эти три цвета окрашивалась праздничная и торжественно-официальная одежда. Т.к. подразумевалось, что мероприятия устраиваемые Домицианом имеют священный статус (как устраиваемые божеством), их следовало посещать только в соответствующей одежде. Обязательной была тога; плащи и накидки допускались в случае непогоды; ср. XIV CXXXV. В соблюдении этого «дресс-кода» Домициан был очень строг.

2. Тот... кто отцу звезды великому дал. Домициан, который обожествил и/или обессмертил своего отца имп. Веспасиана. «Дать звезды» (astra dare) — поэтизм, значит «приобщить к [вечному] небу» (т.е. к богам, и бессмертию как атрибуту богов; ср. V LXV 1, IX CII 22, VIII LIII 15). Фактическое обожествление Веспасиана провел имп. Тит, еще в 80 до н.э.; поэтому здесь, очевидно, подразумевается собственно бессмертие. Возможно подразумевается тж. либо строительство храма Флавиев (templum gentis Flaviae; IX I 8—9; у Светония, Стация), который был закончен и освящен к 93/95, либо Парразийского дворца (Parrhasia domus; тж. domus Domitiana; официальная резиденция Домициана; VII LVI 1—2), к 91/93 — эти здания, которые в год написания Apophoreta (82/84) уже строились (напр. постройка Parrhasia domus началась в 81), являлись важными пунктами в программе по приданию роду (себе самому в частности) «особого статуса». ○ Светоний, «Домициан» V:

Множество великолепных построек он восстановил после пожара, в том числе Капитолий, сгоревший во второй раз; но на всех надписях он поставил только свое имя без всякого упоминания о прежних строителях. Новыми его постройками были храм Юпитера-Охранителя на Капитолии и форум, который носит теперь имя Нервы, а также храм рода Флавиев...

(После пожара... сгоревший во второй раз. После пожара 80 до н.э.; во второй раз — после пожара 19 декабря 69. Храм Юпитера-Охранителя. Юпитера-хранителя храм; храм в г. Рим (на совр. холме Капитолий в г. Рим; предп. ул. дель Темпио ди Джове 25). Юпитера. Юпи́тер; божество латинского пантеона; бог неба, грома и молний, дневного света. Верховное божество, отец богов. Входит в триаду главнейших римских божеств (Минерва, Юнона, Юпитер). Капитолии. Капитолий; холм в г. Рим. Форум. Нервы форум; площадь в г. Рим (на терр. совр. ул. Виа деи Фори Империали в г. Рим.). Нервы. М. Кокце́й Не́рва (30—98); император Рима в 96—98.)

Стаций, «Сильвы» IV III 18—19:

Тот кто освящает храм роду своего отца
и святит флавианскую власть...

2. Отцу. Веспасиану.

Фет А. А.


Римлян Вселенной владык народ одеянный тогой
тот соделал кто дал небо отцу своему.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


CXXIV. Тога.


1. Буквально взят из Вергил. (Эн. I 282).

2. Тот Домициан, который своего отца Веспасиана дозволил причислить к богам и выстроил храм в честь Флавиев (см. IX 1, ст. 8).

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016